jack_kipling (jack_kipling) wrote,
jack_kipling
jack_kipling

Categories:

Эскадрон // Szwadron (1992)



Фильм о польском восстании 1863-64 годов снятым не признанными баталистами Гофманом или Вайдой, а мастером комедий Юлиушем Махульским. Картина получилась по-настоящему достойной, и, что удивительно, совсем не похожей на прежний почерк режиссера, и смена жанров, тут, думаю не причем. Махульский снял очень вайдовский фильм, разве что степень трагизма в нем ниже, несмотря на сходный драматизм.
Русский драгунский эскадрон под командованием капитана Добровольского, поляка по национальности (это важно) и с приданными ему в качестве армейской разведки и спецназа казаками проводит контрпартизанские рейды в поисках повстанческих "банд" полковника Марковского. Собственно всю войну мы видим из-под козырька форменного кепи графа Еремина, молодого поручика, сочувствующего полякам. Все это блуждание близ Радома в поисках мятежников несколько угнетают его, в отличие от старших офицеров.
Действие происходит на протяжении двух весен, 1863 и 1864 годов, но Польша предстает осенней, угрюмой, болотистой страной.
Жители ее под стать погоде, такие же холодные и неприветливые, открыто выражать недовольство не смеют, ибо ясно, на чьей стороне сила, но при каждом удобном случае оскаливаются как волки. Что интересно, но как обычно русско-польские конфликты предстают как противоборство именно среди поляков, а русские здесь просто постольку поскольку - гастарбайтеры так сказать. И не важно, ссорятся друг с другом паны Хмельницкий и Вишневецкий, или Дзержинский с Пилсудским, а может, Добровольский с Марковским - все предстает сугубо польскими разборками.
В самой картине "москали" выглядят не очередными орками, а именно европейцами среди дикарей, а точнее, очередной войны местных царьков. Все слова мятежных поляков о свободе личности (видимо, акцент сделан для показа на западных кинофестивалях ) не чувствуются вообще никак. Да и сами произносящие их, похоже, не верят сказанному. Самой правдивой сценой становится разборка в кабаке, где на доводы жандарма-поляка о правильности службы русскому царю, поскольку тот, кроме всего прочего, является и законным королем Польши, старый повстанец (знакомый советскому зрителю Францишек Печка), по молодости лет воевавший уланом у Наполеона, может привести лишь этот контрдовод



Самыми колоритными являются именно русские офицеры или же местные лоялисты.
Капитан Добровольский (неожиданная роль Януша Гайоса) - с одной стороны несомненный главгад, антисемит, матерщинник, но все свои зверства, вроде повешения еврейского мальчика за шпионаж, разгрома местечка, вынужденного под угрозой расправы сотрудничать с повстанцами, казни пленных мятежников довольно убедительно аргументирует тем, что здесь по-другому не понимают, тем более что из-за восстания все прогрессивные реформы Александра Второго в Королевстве Польском будут свернуты, что в первую очередь вина мятежников.
Единственная батальная сцена фильма с косиньерами, особенно хорош приказ раненного капитана о передачи командования эскадроном поручику Еремину:


Традиционно хорош Сергей Шакуров в роли казацкого поручика Журина. Я все ждал, что в польском фильме он как и его подчиненные предстанут отморозками, однако же нет - как и молодой граф, Журин постоянно вставляет Добровольскому палки в колеса, протестуя против каждого перегиба с местным населением, особенно с евреями.



Ну и напоследок Виктор Проскурин в роли русского военврача. Отличный диалог с Ереминым о том, что есть честь и достоинство по сравнению с державой и ее величием на фоне прогона сквозь строй пойманного драгуна-перебежчика. Что интересно, люди либеральных взглядов скорее посчитают эту сцену русофобской, а вот "имперцы" - думаю наоборот.


Трейлер в виде анонса на польском ТВ.


P.S. приведено в относительно читаемый вид грамма-наци rositsa
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments