jack_kipling (jack_kipling) wrote,
jack_kipling
jack_kipling

Categories:

Nichts als die Wahrheit / Высшая правда (1999)

Что больше всего мне нравится в немецком кинематографе, даже не нравится, а восхищает, так это виртуозное хождение по тонкому льду. Страна пережившая в середине прошлого века тотальное национальное бедствие, перед которой меркнет пресловутая "геополитическая катастрофа века", и прошедшая долгий и мучительный процесс избавления от имперских и нацистских амбиций, ныне не боится трезво взглянуть на свое непростое прошлое. Без розовых или черных очков, по настоящему беспристрастно.
В восьмидесятые годы немецкие кинематографисты создали "Лодку", девяностые - "Сталинград". Каждый из них стал вехой в мировом кинематографе, до сих пор на Западе не удалось превзойти их и снять лучший фильм о подводниках или о Восточном фронте.
Здесь же был сделан еще один, поистине гениальный в своей искренности и мастерском умении рассмотреть болезненные для Германии (и не только нее) вопросы, фильм.
Нам показывают жизнь простого немецкого адвоката, слегка за тридцать, работающего штатным защитником в суде для средних, но довольно мерзких правонарушителей, вроде эмигрантов распространяющих героин среди школьников. Но есть у нашего героя хобби - изучение биографии своего "знаменитого" земляка Йозефа Менгеле, про которого он уже не один год пишет документальное исследование под названием "Один из нас".
В один из дней его похищают и переправляют в Латинскую Америку в дом к одному престарелому немцу, заявляющему - сюрприз, сюрприз - что он и есть тот самый Менгеле, "доктор Смерть" из Освенцима. Теперь он намерен вернуться на родину и оправдать на открытом суде свое доброе имя.
Более того он хочет сделать нашего молодого адвоката своим официальным защитником в суде. Наш герой в страхе бежит из дома и первым же рейсом возвращается в фатерланд, но увы ушлый Менгеле прибыл тем же самолетом и во всеуслышание объявил в аэропорту о сдаче немецким властям и указывает журналистам на нашего героя как своего представителя на будущем процессе.
Естественно это становится мировой сенсацией, и пока старика проверяют на идентичность того кто вроде как утонул на бразильском пляже двадцать лет назад, Израиль уже требует выдачи ему данного субъекта без каких-либо экспертиз, поверив, так сказать, на слово.
Страна бурлит, левые схватываются с правыми на митингах, будучи одинаково охаживаемыми полицейскими дубинками, германское правосудие, с дрожью в коленках, готовит процесс который обещает быть вторым Нюрнбергом, а наш юрист, после мучительных раздумий соглашается, стать адвокатом "Ангела Смерти".
На первом же заседании Менгеле повергает в шок неонацистов заявляя, что Освенцим не был ни курортом, ни трудовым лагерем, а тем что и прежде утверждалось в Нюрнберге - фабрикой массового уничтожения. В этом аду лишь он был избавителем узников, в том числе и детей, от смерти - посредством отбора на свои "опыты", и страданий - даруя относительно легкую смерть не пережившим его экспериментов. Более того он лишь следовал заветам медицинских светил Европы, задолго до Гитлера, утверждавших право людей в белых халатах проводить эвтаназию с целью облегчения мук пациента. Сторонники доктора Кеворкяна будут удивлены, насколько у их кумира много общего с сабжем.
Далее рассказывать не буду, фильм многослоен и вместе с тем не сложен, нет никакой апологии нацизма или его чудовищных экспериментов, более того круг причастных к этому намного расширяется. Фильм тяжелый, хотя нам не показывают кадры узников лагерей смерти или фотографии жертв опытов Менгеле и его коллег. Все подается из речей свидетелей на суде, старичков в костюмах со сдержанной болью в голосе рассказывающих о "гуманизме" сабжа.


Tags: history, movies
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments