jack_kipling (jack_kipling) wrote,
jack_kipling
jack_kipling

Categories:

"Жертва для императора"



Отличная экранизация по мотивам рассказа Куприна "Штабс-капитан Рыбников", сделанная в 1992 году режиссером Розой Орынбасаровой за безумный, для того времени, один миллион долларов. В начале девяностых сложилась некая мода на экранизацию рассказов Куприна, так двумя годами ранее выходит месхиевский "Гамбринус".
Увы, с момента показа на телевидении несколькими годами спустя, фильм словно канул в Лету - ни выпуска на видеоносителях, ни нахождения на торрентах, ни показов по "ящику". Поэтому буду основываться на своих впечатлениях двадцатилетней давности, на кои и прошу свалить возможные ошибки и неверную интерпретацию.
"По мотивам" настолько хороши насколько может быть хороша режиссерская интерпретация. Легкое смещение акцентов и дополнительные штрихи к характерам превращают отличный драматический рассказ в настоящий киношедевр.

С одной стороны, Рыбников, в прекрасном исполнении Александра Спорыхина, очень похож на литературного - такой же мелкий потертых провинциальный офицерик, сующийся в кабинеты чиновников и на тусовки полусвета, с вечным нахально-просящими интонациями жалуется на горькую судьбину, стреляет папироски и берет "в долг" под свое фирменное "Бедность не порок, но большое свинство".
Но вот только не он является основным агентом японского Генерального штаба. Штабс-капитан лишь "подсадная утка" для русской контразведки, сбивающий ее с настоящей агентурной сети, активно действующей в Петербурге. Его задача как можно дольше вести сыщиков по своему следу, пока не завершена основная операция и не выведены из-под удара ценные кадры.
Хождения по лезвию бритвы во вражеском окружении на положении загнанного волка отражаются лишь в неожиданно накатывающих приступах ностальгических видений в которых нет ни пагод под сенью цветущей сакуры, ни дымящейся чашки зеленого чая в семейном кругу. Лишь немые черно-белые кадры бушующего океана.

Другой удачей стало изменение образа Щавинского. Здесь он не фельетонист, страстно пытающийся расколоть Рыбникова чисто из профессионального интереса, и настырно висящий на нем сутками. A лишь профессиональный литератор в пучине творческого и семейного кризиса, такой же неприкаянный и одинокий. В какой-то степени ему даже тяжелее, ведь, в отличии от штабс-капитана, он чужой среди своих. Никаких балаганных игр фельетониста в психологию нет и в помине. Все сводится к молчаливому "я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь". Единственное шутливое упоминание о проколе японца с архаичным "манускрипт" вместо "рукописи", будет сказано лишь в их общем светском представлении жене, которую, десятью минутами ранее, они застукают в гостиной литератора на кульминационной точке ее адюльтера с любовником.

Режиссер дарит Рыбникову достойную самурая смерть, пусть и в фешенебельном борделе, но Куприн все равно берет свое. Не попавший в руки жандармов со сломанной ногой штабс-капитан, тем не менее удостаивается циничной характеристике своих коллег завершивших операцию (одна из первых заметных ролей Алексея Гуськова) в купе поезда уходящего из вражеской столицы. "Крупье" и "повар-китаец" мелком упоминают о жертве для императора.
Tags: literature, movies
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments