jack_kipling (jack_kipling) wrote,
jack_kipling
jack_kipling

Categories:

Метель душ // Души в снежном вихре // The Rifleman // Dveselu putenis (2019)



"Ношалт"? Он сказал "ношалт"?! "Ношалт"?!. Что такое "ношалт"?!...

Кино с первым минут заставившее пожалеть, что не смотришь его в кинотеатре. И дело не в масштабности и спеэффектах, а именно особой душевности и атмосферности, даже уюта, характерного для кинематографа прибалтийских стран. При том, что сложность стояла неимоверная - снять с очень ограниченным, да еще  и поступающим небольшими грантами бюджете батальное историческое кино по национальной многостраничной эпопее (увы так и не переведенной на русский).

История латышских стрелков через судьбу простого крестьянского паренька Артураса, за четыре года изрядно хлебнувшего окопной грязи Первой Мировой и мерзостей Гражданской войн. В 1915 году на прифронтовой хутор в отсутствии хозяина и старшего сына, отравленного в школу прапорщиков, набегает немецкий пикет, с целью разведки и захвата языка. Спрятанный матерью, шестнадцатилетний паренек, становится свидетелем ее случайной гибели от запаниковавших  солдат. Выбора не остается - Артурас вместе с отцом (брутальный и харизматичный Мартиньш Вилсонс выглядит лет на 20 моложе своего возраста) уходят в Ригу и вступают в полк латышских стрелков, к которым вскоре присоединяется и старший брат, свежеиспеченный прапорщик.
Отныне впереди бои в леса и болотах, снегах и туманах с заклятыми врагами - немцами. Радеющим за русофобию будет обидно, так как русские мелькают на далеком десятом плане и вся ледяная латышская ненависть направлена именно на германца. Неважно бить его под имперским, красным или красно-белым знаменем, но бить всегда.

Радует, что имея нищенский, буквально бутербродно-кофейный бюджет, фильм делали люди с любовью к своему делу. Поэтому если нельзя делать с размахом тогда сделаем с любовью к деталям, точно и выверено. Давно не видел реально показанных траншей того времени - реально тесных как щели, где и одному человеку не развернуться. Первый артобстрел - лопнувшие барабанные перепонки, первый бой с переходом в штыковую в немецких окопах, где перепуганные новобранцы никак не может заставить себя бить штыком и прикладом - ночью в блиндаже выжившие стрелки стонут во сне от кошмаров.
Реалистично показано ранение героя сзади в плечо, не просто сквозное, а конкретно плохой случай - пуля помимо плеча прошивает горло и щеку, проходя в сантиметре от артерии. Перевязка со специальным железным каркасом фиксирующая шею и челюсть - пять балов, как впрочем и грим ранений и эпизоды в госпитале. Всего пара минут показанной газовой атаки, а подмечаешь правдоодобность моделей первых противогазов того времени, брезентовых с тесемками.
Надо сделать эмоциональные сцены, например,  с идиллией предвоенной жизни с матерью, или силу отцовской любви и смятения выражающейся в переноске истекающего кровью младшего сына и тщетной попыткой напоить того молоком вытекающим из простреленного горла, или недолгой пасторали Артураса с любимой девушкой - потрясающая музыка и операторская работа со светом и цветом создает все нужные оттенки и различия. И понимаешь, что фильм делали не для заклепочников, а именно для широкой публики без упора на примитивные штампы.

Самый удачный вариант трейлера.
Tags: history, movies, war
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments