jack_kipling (jack_kipling) wrote,
jack_kipling
jack_kipling

Categories:

Путешествия Гулливера // Gulliver's Travels (1996)

Прошло много месяцев прежде чем я смог смотреть на человека в зеркале без отвращения.

Прекрасный англо-американский минисериал, ныне почти забытый, причем незаслуженно. Лучшая экранизация "Путешествий Гулливера", да и пожалуй всего творчества Свифта, самое точное отображение духа его сатиры.

Я бы даже воздержался от совета по семейному просмотру, несмотря на рейтинг, так как слишком серьезно и глубоко затронуты темы истинно свифтовской мизантропии, особенно в финальном эпизоде с пребыванием корабельного хирурга в стране гуингмов. В остальном это блестящее и богатое зрелище с хорошей работой режиссера и сценариста, отличной игрой именитых актеров (в эпизодах блистают Омар Шариф, Питер О'Тул), что совершенно нехарактерно для телеформата того времени. Впервые в одном проекте были экранизированы почти все путешествия Гулливера включая Лапуту и даже страну струльбруггов.
Одной из темных дождливых ночей в свой дом, после непрерывной девятилетней одиссеи, возвращается Лемюэль Гулливер. Все его имущество заключается в потрепанном костюме и сумке набитой всякими странными записями и рисунками. Кроме того его психическое состояние очень нестабильно: поначалу он предпочитает спрятаться в конюшне и избегает встречи с женой, далее почти любая попытка контакта с внешним миром дает толчок к буйному переживанию прежних приключений, что воспринимается окружающими как приступы буйного помешательства. Реальность окружающая бывшего корабельного хирурга сама по себе тоже неприветлива - его дом теперь принадлежит другому врачу. купившему практику уехавшего Гулливера, его жена от безденежья пошла к нему в служанки. Сюрпризом оказывается наличие Тома, милого мальчугана примерно девяти лет, вроде как сына Лемюэля, по крайней мере его жена Мэри утверждает, что на момент ухода его в море была беременной. Как бы то ни было именно, этот сорванец и оказывается наиболее преданным новообретенному отцу человеком, внимательно выслушивающим его "бред", верящим в него и желающим по настоящему помочь. Тем более, что нынешний хозяин дома, получивший место предшественника, имеет планы получить и его семью, для чего оперативно организовывает отправку бывшего корабельного врача в психушку. Что совсем нетрудно, учитывая неадекватное поведение Гулливера с резкими и непредсказуемыми для окружающих переменами настроения во время одного непрерывного рассказа о своих приключениях.

Стройное и логичное повествование будет явлено только нам, зрителям, все же остальные: Мэри, Том, врачи и санитары психушки, ее пациенты, и финальный консилиум с привлечением досужей публики, хватают только отдельные отрывки и крупицы этой одиссеи, постоянно прерываемой обстоятельствами и медицинскими препаратами. И именно мы по настоящему поймем, что же так изменило душевное состояние героя, его повадки и мировоззрение. Вся эволюция характера идет и с эволюцией жанров в каждой стране пребывания. Так, в Лилипутии Гулливер смотрит свысока на простых жителей и высшую знать, здесь много иронии и юмора. Мелочные дрязги даже в великих волнах с Блефуску и тупоконечниками к которым привлекают Человека-Гору. Этакая знакомая Лемюэлю старая добрая Англия только намного меньше размером.
В Бробдингнеге, наоборот, Гулливер сам видит мелочность собственной страны, ее политического и общественного устройства. В тщетной попытке разъяснить королеве и двору (сплошь состоящим из мулатов в париках и одеждах эпохи Просвещения, очень похожее на Гаити времен Дессалина) разумность и неизбежность того стиля управления который принят на его родине, он удостаивается с их стороны уничижительной, полной презрения оценки как своей страны так и ее правящей элиты. Все взвешено, оценено и принято пустышкой , как и он сам, даже несмотря на демонстрацию возможностей неизвестного гармоничному обществу великанов свойств пороха, в следствии которой едва не разнесен вдребезги тронный зал. Именно та сатира которую видел Свифт по отношению к Англии, жесткая и беспощадная.

Приключения на летучем острове Лапута, побег и пребывания в "гостях" у эксцентричного историка, имеющего возможность вызывать из тьмы великих полководцев и философов (в книге это остров Глаббдобдриб), а также искушение бессмертием в плену у струльбруггов имеют несколько другой характер в отличии от всего повествования. Тут скорее порой веселая а порой жуткая борьба Гулливера с самим собой, с собственным понятным каждому преклонением перед псевдонаучными авторитетами, попытками найти утешение в прошлом, желанием физического бессмертия.

Все это подводит к главному апогею как и в книге - попаданию в страну гуингмов. Тут уж дух Джонатана Свифта наверное впервые за все время с с начала первых экранизаций перестал вертеться в гробу. Впервые самое главное путешествие и его итог показаны так как и должно, со всей мизантропией декана собора Св. Патрика. Тут талант Теда Дэнсона исполнившего роль Гулливера, достиг по настоящему гамлетовских вершин. Душераздирающий монолог перед консилиумом психиатров и публики из горожан, пришедших по обычаю поглядеть на забавного сумасшедшего просто пронзает своей горечью и пессимизмом. Йэху показаны на уровне каннибалов из итальянских эксплуатационных лент семидесятых, грязные и отвратительные создания, одержимые лишь агрессией и похотью. Тщетные попытки Гулливера стать своим среди общества разумных лошадей, обречены на поистине эпичный провал за которым следует фактически попытка самоубийства после изгнания на утлой лодчонке в океан. И спасение, которого не хочет человек изгнанный из рая.
Как ни странно последующий за этим долгожданный хеппиенд картину совсем не портит, потому как он не окончателен, финальные слова Гулливера вынесенные в эпиграф говорят о гармонии и счастье как о продолжающейся работе над собой.
Trailer
Tags: series
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments