jack_kipling (jack_kipling) wrote,
jack_kipling
jack_kipling

Categories:

1944 (2015)



"Бабушка рассказывала, что Эстония маленькая, но что такая..." - размышление сибирского снайпера из Восьмого Эстонского стрелкового корпуса

- Возьмите меня! Я обещал матери позаботиться о брате. Я старше его.
- Насколько?
- На полчаса. - новобранец Двадцатой Эстонской дивизии Ваффен-СС


Самое сильное кино последнего времени о ВМВ снятое на постсоветском пространстве, совместного производства Эстонии и Финляндии с мизерным бюджетом всего в 2 миллиона евро. Замысел понятен по вступительным титрам, где, после слов о попременной аннексии Эстонии СССР и Германией с 1940 по 1944 годы,  сообщается о количестве эстонцев сражавшихся в Советской армии и подразделениях Рейха - 55 и 72 тысячи человек соответственно.

Сама картина делится на две почти равные по хронометражу части, линейно связанные, что уже редкость при современном засилье флэшбеков и флэшфорвардов со всякими вывертами с пространством и временем. Каждая из них имеет свое конкретное начало и конец, преобразуясь в итоге в кажественно другое повествование.
Итак, в начале мы увидим жизнь и боевую деятельность отделения эстонских ваффен-эсэсманов с июля по сентябрь 1944 года. По духу очень смахивает на немецкие "Сталинград" и "Наши матери, наши отцы", лишь с большей балтийской уравновешенностью, которую часто путают с заторможенностью. Ремарковщина как она есть - молодые парни не старше 25-ти, кто по призыву, кто-то добровольно, подтрунивание над салагами, над собой, над наградными фотками фюрера с автографом. У одного хранится отцовский "георгий" за ПМВ в составе царской армии, у другого коммунисты семью отправили на курорты Сибири незадолго до войны. Разговоры о эстонцах по ту сторону фронта, которые ушли в сорок первом с Красной армией и теперь с ней же вернутся. Актеры играют хорошо, эффект сопереживания наступает уже с десятой минуты, причем безо всяких дешевых эффектов - браво режиссеру и сценаристу.

Отмахавшись от первого наступления русских и в утренней контратаке выбив их из траншеев соседей, парни получают в качестве награды появление чиновника из отдела пропаганды с радостной вестью, что эстонцев старшие братья таки признали арийцами, а посему они теперь могут свободно умирать как часть общеевропейской цивилизации. Это особой радости им не доставляет, как и последущее решение об отступлении всей дивизии в Германию, для выравнивания фронта. Помыкавшись по дорогам с беженцами и попав под бомбежку, ваффен-эсэсманы решают, что пропади пропадом ваш рейх, лучше умереть на родине. Посему у дороги отрываются траншеи и готовится последний бой с красными ордами, под непристойную песенку о молодых эстонках стелящихся под немцами в то время как их парни умирают на фронте. Также под шуточки и летящие кубометры земли озвучивается любимый реконструкторами анекдот о "леснике который всех наконец выгнал" и старая шутка о немецкой писательнице "Эрихе Марии Ремарк".
Момент истины наступает в во время засады на колонну советских войск. Несмотря на на внезапность, красноармейцы под прикрытием брони обходят и практически сминают эсэсманов, но услышав их команды об отступлении неожиданно прекращают огонь и тоже кричат в ответ по-эстонски. Обалдевшие "немцы" и "русские" встают из укрытий и с недоумением и грустью смотрят друг на друга, мол как же вы так-то до этого дошли. Остатки "немцев" молча уходят, "Русские", точнее солдаты 8-го эстонского стрелкового корпуса, остаются и хоронят  всех в одной братской могиле. Земляки же.
Тут и начинается вторая часть фильма в которой мы уже будем находится среди победивших в последней схватке советских солдат. За те же десять минут мы привыкаем и начинаем сопереживать уже им. Людские характеры, простые радости и горести, но уже одетые в гимнастерки и ватники. С каждой минутой становится все яснее их схожесть с ребятами из первой части. Типажи очень схожи, только здешний очкарик является евреем, чья семья осталась в Таллине и погибла, а вместо датского пулеметчика из "Норланда" мы видим сибирского стрелка Прохора, у которого из эстонского только бабушка (видимо оказался в корпусе также как и первые "поляки" в армии Берзинга). Грань окончательно стирается когда к ним в качестве пополнения попадают парочка бывших противников, дезертировавших после того боя и заметенных советской мобилизацией. Они также спокойно вливаются в новый коллектив и воюют уже против немцев. Освобождается Таллин и готовится высадка на Моонзундский архипелаг, в перерыве между ними советский сержант Юре Йоги доставляет письмо убитого им протагониста из первой части по адресу и мы видим  фактически экранизацию песни "Случайный вальс" ("Ночь коротка, спят облака.").
Финал фильма несмотря
[спойлер]
гибель основных персонажей
получился действительно светлым, по сути для создателей приход советской власти в Эстонию не представляется больше апокалипсисом длившимся почти полвека. В этом смысле последняя сцена в уплотненном доме где встречаются Прохор и Айно.
Неплохо поставлены бои, особенно учитывая с каким бюджетом приходилось это делать. В достатке атакующих тридцать четверок и пехотного вооружения с гранатами с обеих сторон, массовка конечно победнее. Вообще бюджетность заметна только по ряду взрывов и сцене штурмовки Ил-2 отступающей колонны.
Особенная удачно показаны бои в траншеях с использованием гранат, взрывчатки для подрыва блиндажей, автоматов (обе стороны предпочитают ППШ с обоими вариантами магазинов).Последние бой на острове Саарема где среди лесных троп и минных полей приходится наступать в узкой колее вместе с танками, а затем выкуривать немцев из блиндажей снят почти безупречно.

Прекрасный саундтрек  очень и очень дополняет картинку во всех смыслах
Трейлер на эстонском


Tags: movies, war
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments