jack_kipling (jack_kipling) wrote,
jack_kipling
jack_kipling

Categories:

Кеймада! / Выжигай! // Queimada! Burn! (1969)


Цивилизация - штука сложная, Хосе... Сегодня она принадлежит белым и тебе придется с этим смириться.

Адептам теории "многогадящей англичанки" и поклонникам творчества Эннио Морриконе смотреть в обязательном порядке.

Почти середина ХIХ века, Антильские острова. Есть среди них и Кеймада, владение Португалии, с несколькими тысячами белого населения живущего в единственном городе и многократно превосходящих их числом чернокожих рабов, вкалывающие на плантациях сахарного тростника - главной агрокультуры и богатства этого аналога Тропико и Анчурии вместе взятых. Само название острова в переводе с оккупант-португальского означает "выжженный", в память об окончательном решении колонизаторами индейско-партизанского вопроса в местных джунглях, обеспечивших себе,  тем самым, беспечальное господство на протяжении трех веков.

Однако, времена меняются и вот уже в местном порту появляется "тихий американец" мистер Уильям Уолкер - сотрудник британского адмиралтейства "в штатском", которого блистательно исполнил Марлон Брандо.


Основным его заданием является помощь в деле движения за независимость острова от Португалии. Местной креольской элите надоело "кормить Лиссабон", да и сами себя они считают уже отдельной нацией, лишь отдаленно связанной с потомками Кабрала и Камоэнса. Однако, одним лезть на штыки местного гарнизона сеньорам боязно и потому главной ударной силой должно стать негритянское ополчение.
К моменту прибытия Уолкера все казалось идет прахом, схвачен и казнен на гарроте главарь черного подполья.
Но, англичанин не привык сдаваться и не найдя выход на оставшихся в живых сообщников казненного, он решает сам создать нового лидера, из ничего, с полного нуля. Главным препятствием является укоренившаяся рабская психология негров, не готовых идти на конфликт и отстаивать свою позицию.

Уолкер проводит жесткий тест с мордобоем в ходе которого и находит будущего Лувертюра в лице портового носильщика Хосе Долореса.


Далее мы будем наблюдать процесс выращивания революционера и "народного ополчения" по опробованному в веках рецепту - от гоп-стопа местного банка мелкой бандой и до похода на столицу крупными силами повстанцев. А тем временем креолы, также управляемые Уолкером, воспользовавшись местным карнавалом и отсутствием крупных сил гарнизона, занятых боями с восставшими рабами, устраивают переворот в столице с убийством губернатора, захватом его дворца и провозглашением с его балкона независимой  Кеймады.

Вскоре в город вступают и негритянское ополчение "народного генерала" Долореса которому свежесозванное временное правительство из креолов торжественно объявляет о ликвидации рабства на острове. "Вы - не рабы, рабы - не вы", а посему идите дальше рубить сахарный тростник, но уже как свободные наемные рабочие. Долорес чует засаду и пытается рыпаться, но против знаний белых не попрешь - сахар гниет на складах и его надо кому-то продать, а единственными покупателями сейчас будут англичане, которым безграмотные негры в правительстве ни к чему. Именно они все это и затеяли для подрыва "сладкой монополии"Лиссабона в регионе.

Делать нечего и "народный генерал" распускает своих архаровцев по плантациям и тепло прощается с Уолкером, отъезжающим с новым заданием в Индокитай. Правда, на прощание напоминает, что негры с мачете могут рубить не только тростник, особенно если их довести.
Проходит десять лет и вот уже отставного чиновника британского адмиралтейства активно разыскивают агенты сахарного концерна купившего у правительства Кеймады концессию на все плантации сроком на 99 лет. Это не понравилось Долоресу, начавшему активную партизанскую войну.
Теперь Уолкеру требуется найти и уничтожить свое детище используя все доступные методы и вскоре Кеймада оправдает свое историческое название

Увы, я пока еще не посмотрел "Войну в Алжире", являющейся вершиной творчества Джило Понтекорво, режиссера через три года снявшего сабж, но определенно сделаю это в ближайшее время. Критики много писали о удачном синтезе документального с художественным, как об отличительном характере кинопочерка итальянца. В этом фильме это показано в полной мере. Более того чувствуется идеальная пропорция, делающая фильм шедевром, а не обычной поделкой шестидесятых с кучей непрофессиональных актеров к тому же скверно играющих. К тому же  исполнитель роли Хосе Долореса, колумбиец Эваристо Маркес, в большинстве сцен не уступал актерскому гению Брандо и смотрелся достойным партнером.

Вердикт: одно из лучших антиколониальных произведений ХХ века.

Trailer


Tags: history, movies, war
Subscribe

  • Коротко по "Игре в кальмара".

    Ну такое. Под кофе с семками пойдет. Досмотрел и это реально достижение для нынешнего сериального продукта. Готовьтесь к провисанию во второй…

  • "Как только журавли полетят в Карабах"

    Год как день. Слава павшим, почет ветеранам. Другая страна, другая нация, другое время! This entry was originally posted at…

  • К прошедшему юбилею!

    Как и прежде предполагал жж наполнен сплошь моими ровесниками, плюс-минус пару лет. И у всех воспоминания о том дне как под копирку - "пришел с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Коротко по "Игре в кальмара".

    Ну такое. Под кофе с семками пойдет. Досмотрел и это реально достижение для нынешнего сериального продукта. Готовьтесь к провисанию во второй…

  • "Как только журавли полетят в Карабах"

    Год как день. Слава павшим, почет ветеранам. Другая страна, другая нация, другое время! This entry was originally posted at…

  • К прошедшему юбилею!

    Как и прежде предполагал жж наполнен сплошь моими ровесниками, плюс-минус пару лет. И у всех воспоминания о том дне как под копирку - "пришел с…